В 1849 году русский изобретатель И.И.Третесский создал безопасный пороховой реактивный двигатель для дирижабля. Порох в его камеру сгорания подавался ольшими порциями, а поэто-
г весь его запас сразу взорвать не мог.
Следующий шаг сделал испанский изобретатель Ариас, обнародовавший в 1872 году в печати идею жидкостного двигателя: в вру сгорания подавались раздельно жидкое горючее и окисли--- находящиеся в баках раке-4, Тут уж о взрыве говорить во-! не приходилось. К сожалению, чертежи и более подробное описание работы Ариаса не найдены до сих пор.
'Почти одновременно с испанцем двигатель подобной конструкции предложил и наш соотечественник С.С.Неждановский. Он собирался применить его на самолете своей конструкции.
Так что вполне могло случиться, что о ЖРД — жидкостных реактивных двигателях — за ненадобностью могли и забыть, если бы не вышедшая в свет в 1903
году работа К.Э.Циолковского «Исследование межпланетных пространств реактивными приборами». Он первый нашел достойное применение теоретически достаточно проработанному им ЖРД. Ученый, во-первых, обратил внимание на то, что подобные двигатели выгоднее пороховых ракет и могут создавать тягу в пустоте космического пространства. Он дал уравнение ракеты и показал, что главное требование к ее двигателю — это высокая скорость истечения продуктов. Циолковский к тому же предложил дополнить реактивный двигатель соплом Лава-ля — специальным устройством, позволяющим значительно повысить скорость, до того применявшимся лишь на паровых турбинах. Только в такой редакции ЖРД мог претендовать на роль двигателя космического предназначения. Поговорим о нем подробнее.
|